Гонки по вертикали

Ковалевский, Борис. Гонки по вертикали : [беседа с генеральным директором ОАО "Могилевлифтмаш" Б. Ковалевским] / Борис Ковалевский ; беседовала Светлана Маркова // Рэспубліка. — 2017. — 23 верасня.

Выкроить время для встречи с журналистом Борису Викторовичу непросто. Его рабочие будни расписаны буквально по минутам. Что вполне объяснимо: «Могилевлифтмаш» само по себе предприятие огромное. А с недавних пор оно преобразовано в холдинг, куда вошли еще три завода  — могилевские «Электродвигатель», «Зенит» и витебский «Ветразь». Хлопот, соответственно, тоже прибавилось. Но производство, уверен Борис Ковалевский, — организм постоянно развивающийся, меняющийся. Приспосабливаться нужно и к требованиям времени, и к запросам потребителей. И, разумеется, нельзя забывать о том, что конкуренты на пятки наступают. 

Лифт для тропиков

— В одном интервью вы как-то признались, что в советские времена предприятие тиражировало в основном один и тот же стандартный вариант лифта, который предусматривали рамки госзаказа. Сегодня в активе «Могилевлифтмаша» около ста сорока моделей подъемников. Быстро подстроились к рыночным реалиям? 

— Не могу сказать, что этот процесс был молниеносным и безболезненным. Трудность заключалась еще и в том, что машиностроительный комплекс существенно зависит от импорта. Своего листового металла в стране нет, а в производстве лифтов без него, разумеется, не обойтись. Сейчас берем его у Новолипецкого металлургического комбината. Нашли надежных партнеров в России и по поставке других материалов и комплектующих. Это металлопрокат из Череповца, лифтовые направляющие из Омутнинска, подшипники из Вологды, комплектующие цепи из Нижнего Новгорода.

Само собой, многое пришлось сделать в плане техперевооружения, которое, по сути, продолжается по сей день. Конкуренция в нашей отрасли нынче жесткая как никогда. Емкость самого рынка лифтов сократилась, а производителей, наоборот, стало больше. В Казахстане и Средней Азии, к примеру, сталкиваемся с нешуточной конкуренцией со стороны китайских и турецких производителей. Сегодня, чтобы удержать позиции и завоевывать новые рынки сбыта,  нужно быть в чем-то лучше, чем другие. Дизайном, формой лифта заинтересовать покупателя. Заставить поверить, что ты можешь учесть все его пожелания, даже если поначалу кажется, что они выходят за рамки наших возможностей.

— Какие, например? 

— Для Венесуэлы мы изготовили лифт в «тропическом» исполнении. Это специфические окраска и электрика, которым не страшна повышенная влажность. А главным требованием заказчиков из Монголии было наличие источника бесперебойного питания — для того, чтобы в случае отключения электроэнергии пассажир мог сам  выбраться из кабины. Но такие трудности предприятию только на пользу: они помогают совершенствоваться и расти профессионально. Сегодня основная часть могилевских лифтов идет на экспорт. Главным покупателем остается Россия, причем в рейтинге этой страны наши лифты занимают лидирующие позиции. Их оценили также в Афганистане, Азербайджане, Украине. Сейчас ведем переговоры о поставках в Бельгию, Сирию,  Румынию. В надежности и безопасности наших лифтов заказчики успели убедиться не раз. Мы оснащали такие серьезные объекты как Байконур, Ленинградскую АЭС. Теперь завоевали право установить свое оборудование и на БелАЭС.

— В офисе ОАО «Могилевлифтмаш» сегодня работают лифты с сенсорными панелями управления. Такие подъемники тоже серийного производства или это нечто вроде визитной карточки?  

— У нынешнего покупателя самые разные запросы. Одни хотят сократить расходы до минимума, другим нужен лифт с современным дизайном, улучшенными потребительскими качествами. Отсюда и варианты — бюджетные, более дорогие и даже VIP-модели. Если говорить о принципиальной технической разнице, то одна из таких перспективных разработок — лифт без машинного помещения, с осевой безредукторной лебедкой. В чем его преимущество? В том, что он позволяет экономно использовать пространство — дополнительные помещения для лифтового оборудования в домах не понадобятся. Архитекторам это дает больше возможностей для реализации своих самых смелых задумок, а строителям экономит расходы. Еще один плюс в экономии электроэнергии. Кроме того, лифты нового поколения более комфортны и экологичны. В общем, на месте мы не стоим. Двигаемся в разных направлениях, активно работаем и над снижением себестоимости. В этом деле нам очень помогают инновационные разработки.  К примеру, использование синхронных двигателей с постоянными магнитами для привода дверей уменьшают вес кабины, сокращают потребление энергии, снижают шум. Это все конкурентные преимущества.

— Хотя срок службы лифта 25 лет, во многих домах они все еще на ходу. Это говорит о том, что запас прочности у него на самом деле куда больше, чем заявлено?

— Бесспорно, безопасность — один из важнейших критериев, которыми мы руководствовались всегда. Поэтому запас прочности у лифтов довольно высокий — как говорится, «с нахлестом». Однако и сроки их действия оговариваются не ради галочки. После 25 лет службы лифты проходят полную диагностику, и их жизнь продлевается еще на несколько лет. Но менять ведь все равно нужно. И чем больше этот момент будет откладываться, тем большим будет объем работ. А цифра и так немаленькая: в нашей стране замены требуют около 14 тысяч лифтов. Решить эту проблему призвана программа «Комфортное жилье». Но, к сожалению, с финансированием проекта пока есть сложности. Сейчас обсуждаем эту тему с Минпромом, облисполкомом и другими ведомствами, пытаемся  определить источники финансирования.

Вверх по эскалатору

— Вот уже три года как география «Могилевлифтмаша» стала намного шире. Теперь вы не просто завод, а холдинг, который объединяет сразу четыре предприятия. Выиграли вы от этого или проиграли?

— Так прямолинейно вопрос я бы не ставил. Ведь любое производство — это прежде всего люди. Наша команда выросла, теперь в ней семь тысяч человек. Многие отдали работе десятки лет жизни, стали классными специалистами в своем деле. Разбрасываться ими нельзя. Но любая перестройка требует грамотного подхода. Такого решения, от которого в итоге выиграли бы все. Проблем, что скрывать, добавилось. Например, тот же «Электродвигатель» пришел к нам с большим финансовым минусом: предприятие очень сильно закредитовано. Мы составляем график погашения кредитов, но быстро рассчитаться по счетам не получается. Есть еще одно «но» — это старая производственная база. Предприятие послевоенное, разбросано по нескольким зданиям, которые требуют ремонта. Тем не менее понемногу идем вперед, меняем ассортимент, продвигаем продукцию.

— Маркетинг, можно сказать, ваш хлеб. Только в этом управлении отработали почти пятнадцать лет. А общий стаж на предприятии больше чем в два раза. Правда, что начинали здесь электриком?

— Точнее, электромонтером, причем пятого разряда. До армии я закончил Минский политехнический техникум, где получил эту специальность. Потом получил диплом и Белорусского политехнического института, сегодня это БНТУ. Экономику изучал уже в Могилевском университете продовольствия. А недавно закончил учебу в Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Могу сказать, что лишних знаний не бывает. Они пригодились тогда, когда работал в отделе главного энергетика. И в службе маркетинга, где я также прошел все ступени. И, конечно, сейчас. Современный руководитель должен быть компетентным во всех областях, обязан уметь поддержать разговор с любым собеседником.

— Наверное, это помогает оценить и перспективность новых проектов? Я имею в виду эскалаторы, на которые замахнулся «Могилевлифтмаш». Как вообще появилась такая идея? 

— Об освоении новой продукции мы думаем всегда. Как известно, при строительстве торгово-развлекательных центров, административных зданий, вокзалов и других объектов, кроме лифтового оборудования, есть необходимость в установке и эскалаторов. При этом желательно, чтобы все оборудование было от одного производителя. То есть эта продукция востребована, она будет иметь спрос и при этом решать вопросы импортозамещения. Так почему бы эту нишу не занять нам? Поэтому «Могилевлифтмаш» задумался над данной проблемой. А в нынешнем году вместе  с нашим китайским партнером уже наладили производство эскалаторов. Для этого создали цех непрофильной продукции, который оснащен по последнему слову техники. Мы рискнули, и риск оказался оправданным. Сегодня понятно, что проект удался на все сто процентов: продукт получился качественным, конкурентоспособным. Наши эскалаторы отвечают мировым тенденциям лифтовой индустрии. Для их продвижения мы разработали специальный бренд, который легко запоминается и при этом отражает причастность к созданию этой техники Могилевского лифтмаша. Немаловажный момент: треть  комплектующих эскалаторов — белорусского производства. В скорой перспективе планируем повысить их удельный вес до пятидесяти процентов.

— Знаю, что вы заметно продвинулись и в деле расширения возможностей людей, у которых они ограничены. 

— Да, создание безбарьерной среды тоже очень важная составляющая наших инновационных проектов. Ранее мы создали и запустили в производство подъемник наклонного типа. Он прост в использовании, а самое главное — позволяет людям с ограниченными возможностями самостоятельно и с комфортом перемещаться с одного уровня на другой. А в этом сезоне приступаем к серийному выпуску подъемников для бассейнов. Эта новинка также создана в помощь тем, у кого есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом. С его помощью человек сможет попасть на плавательную дорожку. Более того — подобная техника наверняка придется кстати в домах-интернатах, ее можно использовать для реабилитации физически ослабленных пациентов в медицинских, оздоровительных центрах, спортивных комплексах.

Строка в историю

— Ваш кабинет — как экспозиция в музее. Раритетные лук и стрелы, копия монумента Астана-Байтерек и одесского памятника Дюку. Это подарки партнеров?

— Причем далеко не все.  За полвека — а в прошлом году, напомню, «Могилевлифтмаш» отметил свое 50-летие, — и презентов от партнеров, и просто исторических материалов набралось немало. На предприятии есть выставочный павильон в цеху. Но сегодня нас это уже не устраивает — ни по содержанию, ни по расположению. Потому в планах создание нового выставочного комплекса. Сейчас идет его проектирование. Рассчитываем завершить проект в будущем году. И не только достойно представить все этапы развития лифтмаша, но сделать его «живым»: проводить там встречи, семинары… Хочу добавить, что юбилейный 2016-й был для предприятия довольно плодотворным: мы выпустили свыше 12 тысяч лифтов. В этом же году — свой трехсоттысячный лифт. А три первых сошли  с конвейера в 1970-м. Их установили в здании Могилевского облисполкома. Наши лифты много где служили, в том числе в Большом театре в Москве, на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге. 

  
— В прошлом году вас назвали Человеком года Могилевской области и избрали членом Совета Республики Национального собрания. Как новый статус отразился на вашей 
жизни?

— Если говорить о звании, то его рассматриваю как аванс доверия. После избрания в Совет Республики Национального собрания моя жизнь существенно не изменилась. Разве что стала еще более динамичной и насыщенной. К слову, решать в парламенте приходится вопросы, которые перекликаются с производственными в главном — безопасности.

— В своем графике находите время для отдыха? Как восстанавливаетесь? Может, есть какой-нибудь секретный рецепт здоровья от гендиректора холдинга?

— С марта и до октября живу на даче. От Могилева она не так далеко, но здесь все совсем по-другому. Сосновая роща, где поют птицы, прогулка у реки — все это дарит позитив. Плюс некие простые обязанности: наколоть дров, протопить баню или еще что-то сделать по хозяйству. Когда подышишь свежим воздухом, подвигаешься, тогда и спишь лучше. Вставать же приходится рано: в 7.15 я, как правило, уже в своем кабинете. Сорока с лишним минут хватает, чтобы просмотреть какие-то документы, письма. Затем — полностью  включиться в работу. Могу сказать, что и в целом на предприятии здоровый образ жизни приветствуется. Для работников закупаются абонементы в бассейн, поощряются их занятия спортом. У нас, кстати, очень сильная команда по мини-футболу — на соревнования мы даже в Москву выезжаем. Вообще, социальный пакет доплат, который оговорен колдоговором предприятия, у нас довольно весомый.  

— А в отпуск куда?

— К морю, к солнцу. Пусть на десять дней. Или даже семь —  этого времени тоже хватит, чтобы перезагрузиться.

— Для любого человека важно иметь точку опоры. Для вас это…

— Прежде всего моя семья. Дорожу и своими друзьями. Их немного, в основном со времен молодости. В техникуме у нас была очень дружная группа, и за время учебы никого не растеряли. Ездили на картошку, делились последним. В общем, прошли испытание временем. По прошествии лет ничего не изменилось: кто какую должность бы сейчас ни занимал,  значения не имеет.  Куда важнее другое — надежность, прочность. Не случайно ведь и для техники, в том числе и лифтов, эти характеристики — самые главные.

4c4d52e9d65c9d7baa9861a18eb78c59
942c71f49d90c3f19cb9bc1e6cef3dae
Интерес к предприятию проявил Посол Республики Молдова в Беларуси

b6568edc210eda60cda9a11a13717767
Делегация Всемирного банка в Беларуси во главе с Ян Чул Кимом

b3fea8b1a1201ff61e2f676ffa4612e4

Продукция Могилевского лифтмаша получила признание на многих международных выставках

619ebd9eef9fb40e833333ea46043ea7
Колонна «Могилевлифтмаша» на празднике города

a07cbda45bc190d6db89c6feffdd86e7
«Могилевлифтмашу» есть что показать гостям из Грузии

732d162fba373898584d08b31f7cca0f
Рыбалка дарит отличные эмоции

a8cf775fdd79d475d49394857ca1a948
«В техникуме у нас была дружная группа» (Борис КОВАЛЕВСКИЙ в центре внизу).

c813217d4d12ce75cd4da6b5c50bc4c9

Борис КОВАЛЕВСКИЙ прошел все ступени в отделе главного энергетика (на фото — возле двери).

fc95bdaa4addbfb94369bdfde7b0be7c
Предприятие выпускает около ста сорока моделей лифтов

bc18cff028e60385ce5a9ae4a29f2d6e
Первый лифт сошел с конвейера в 1970-м.

Светлана МАРКОВА
svet.markova@gmail.com
Фото Кристины СУВОРОВОЙ, из архива предприятия и личного архива Бориса КОВАЛЕВСКОГО