Фанфары девичьей весны

Сахрай, Геннадий. Фанфары девичьей весны : [женский духовой оркестр "Лира"] / Геннадий Сахрай // Веснік Магілёва. — 2018. — 7 марта. — С. 11.

Грузовик мчался по заснеженному шоссе сквозь метель и мглу ночи. За окном выла вьюга, на термометре – минус 25. Стеклоочиститель не успевал сбрасывать с ветрового стекла снег. Я сидел, накрывшись овчиной, которую дал водитель, и старался согреться. В кабине не было обогревателя, а до Ленинграда – еще многие километры. Мы ехали за музыкальными инструментами для женского духового оркестра.

Погода не давала расслабиться, барахлил двигатель. Ко всему в городе Луга у нас замерзли радиатор и коробка передач. Мы всю ночь разогревали паяльной лампой все, что можно, а радиатор поливали горячей водой.

Сегодня, спустя более 40 лет, вспоминая ту поездку, удивляюсь, как я решился в мороз, в непогоду, по занесенным снегом дорогам ехать в Ленинград на маломощном грузовике ГАЗ-51? Объяснение этому одно – энтузиазм, любовь к профессии, стремление любой ценой добиться цели!

А началось все в 1975 году. В Харькове увидел выступление эстрадного оркестра Дворца культуры железнодорожников, в котором на духовых инструментах играли девушки. Именно тогда зародилась мысль организовать женский духовой оркестр в родном городе.

Эта навязчивая идея не оставляла меня долгое время. Я тогда работал в Доме художественной самодеятельности облсовпрофа, сначала старшим методистом -дирижером, потом заместителем директора. Очень хорошо знал музыкальные коллективы профсоюзов области, оказывал им методическую и организационную помощь, организовывал семинары для дирижеров. И, конечно, знал, какая предварительная работа ожидает меня.

Как-то на совещании творческих работников культучреждений профсоюзов я услышал критические замечания в адрес универмага по развитию самодеятельности. В то время в универмаге был только вокальный ансамбль из 8 человек, В 1975 году на предприятии работало более 800 человек, 92% – женщины. Своими мыслями я поделился с Таисией Сидоренко, представителем профкома. Она меня поддержала, и мы обратились с предложением к директору – Александру Авсеенко. Он согласился и написал письмо в Министерство торговли БССР с просьбой о выделении универмагу комплекта духового оркестра.

К тому времени у меня было музыкальное образование, три года служил в духовом оркестре Советской армии, имел опыт руководства самодеятельными оркестрами в городе. Я понимал, что нужно не только создать оркестр, а сделать так, чтобы коллектив функционировал постоянно. Девушки выходили замуж, уходили

в декретные отпуска, увольнялись, меняли место жительства. Да и семейные заботы не всегда позволяли посещать репетиции. Поэтому к основному составу следовало организовать подготовительную группу, сделать так, чтобы состав музыкантов постоянно увеличивался.

В октябре 1975 года в универмаге появилось красочное объявление о наборе в женский духовой оркестр. Приглашались все желающие. Но их не было! Позже выяснилось: девушки считали, что в коллективе могут заниматься только те, кто имеет музыкальную подготовку. И тогда я, председатель профкома и секретарь комитета комсомола Тамара Туренкова стали беседовать с девушками индивидуально. Посещали секции, выступали на производственных совещаниях. И дело сдвинулось.

Первыми в оркестр пришли Валентина Лосикова, Галина Иванова, Лариса Белковская, Надежда Никифорова, Татьяна Василькова, Людмила Шпаковская, Светлана Секацкая, Зоя Авчинникова, Раиса Хребтович, Ирина Гуленко ва, Жанна Прохоренко, Мария Адамченко, Наталья Костусева. Этот состав оказался настолько стабильным, что многие из них играли несколько десятков лет, а некоторые – до выхода на пенсию.

Я ни у кого не проверял наличие музыкальных данных, не устраивал экзаменов. Для меня было достаточным их желание учиться музыке, овладеть навыками игры на духовых инструментах. Никогда из оркестра никого не отчислял, хотя дисциплину требовал. Уже позже, в процессе обучения, девушек, выделявшихся музыкальными способностями, пересаживал на более ответственные, ведущие инструменты. Постепенно оркестр был укомплектован. А чуть позже в коллектив пришли Лида Цыганкова, Людмила Короткова, Евгения Мелашунас, Жанна Пен крат, Галина Акинчиц, Надежда Соловьева, Валентина Неве-домская, Галина Рик, Валентина Шалабода.

В декабре 1975-го нам Министерство торговли выделило комплект инструментов, и вот тогда-то я в мороз и метель отправился за ним на Ленинградский завод музыкальных инструментов. Какова была радость девчат, когда они увидели новенькие, блестящие музыкальные инструменты!

Первые попытки извлечь какие-то звуки вызвали смех, а работники бухгалтерии, планового и торгового отделов выбежали смотреть: что случилось? Позже шутили, мол, думали, по центральной улице города гонят стадо коров. Могилевчане помнят, какие странные шщйораздавались из окон верхнего этажа универмага во время репетиций начинающего оркестра.

Репетировали 3 раза в неделю по 3 часа. Основная часть репетиций отводилась индивидуальным занятиям. Заведующие комплексами и секциями шли навстречу, составляли графики работы так, чтобы продавцы не пропускали занятия. Так начиналась история женского духового оркестра Могилевского Центрального универмага. Появилось у него и название – «Лира».

Наступила весна 1976 года. Днем рождения оркестра считается 8 марта. На торжественном собрании, посвященном Международному женскому дню, под несмолкаемые аплодисменты оркестр впервые исполнил несколько несложных произведений, а солистка Галина Дашук спела песню Г. Пономаренко «Подари мне платок». И все поняли: есть такой оркестр – женский! Духовой!

Шли годы. Росло мастерство самодеятельных музыкантов. Все больше желающих посещали оркестр. В коллектив пришли не только продавцы, но и товароведы, заведующие секциями, кладовщицы, отборщицы. С удовольствием и интересом занимались Ирина Никитенко, Валентина Шарубина, Светлана Мачульская, Ирина Батуро, Валентина Шалабода, Любовь Куцакова, Валентина Мигурова, Наталья Накцева. Девушки быстро научились играть и постоянно совершенствовались. Все они заложили глубокие и крепкие традиции этого удивительного коллектива.

Новый директор универмага Аркадий Клевцевич и председатель профкома Людмила Якутина, которую оркестранты называли «наша мама», «Лире» уделяли особое внимание. Лучшие участницы награждались грамотами, премиями, получали путевки в дома отдыха”и санатории. Выделялись деньги на приобретение костюмов, обуви и инструментов. Ни одна моя просьба как руководителя оркестра не оставалась без внимания. И я это очень ценил. А главное – видел плоды своего труда.

Оркестр «Лира» полюбили в коллективе. Он стал известен не только в Могилеве, но и за его пределами. А могилевчане о гордостью заявляли: «Только в нашем городе есть женский духовой оркестр». И это было правдой. В Белоруссии подобного коллектива не было.

В 1987 году универмаг возглавил Владимир Вежновец. Он с любовью относился к оркестру, оказывал всестороннюю помощь. К тому времени в оркестре занималось около 40 девушек. По инициативе директора оркестр «Лира» в 2013 году был представлен к званию «Народный любительский’ коллектив».

«Лира» стала постоянным участником смотров и конкурсов, праздников духовой музыки и марш-парадов духовых оркестров не только в Могилеве, но и в Минске. Часто выезжает с выступлениями в города и села республики. К каждому значимому выступлению оркестр тщательно готовился, а накануне праздников проводились многоразовые тренировки на стадионе «Спартак». Девушки учились ходить в составе оркестра под дробь барабанов и музыку маршей, добиваясь слаженного звучания во время движения, учились маршировать в ногу. Это было нелегко. Ведь маршировать и играть одновременно они должны были в сапогах на высоком каблуке.

Об уникальном оркестре нередко писали газеты, а в 1978 году коллектив впервые выступил по Белорусскому телевидению.

Оркестр с радостью встречали в городах и весях Беларуси. Особенно запомнилась поездка в Шкловскую колонию строгого режима. Заключенные встретили девушек бурными аплодисментами, а после концерта в универмаг стали приходить от них письма с благодарностями.

Вспоминается поездка в Минск на мероприятия, посвященные XXIX съезду КПБ. Тогда девушки, одетые в легкие кожаные курточки и буденовки, в лютый мороз участвовали в марш-параде духовых оркестров столицы, а чтобы не замерзали клапана инструментов, заливали туда спирт.

В 1982 году «Лира» стала лауреатом премии Ленинского комсомола Могилевщины, в 1985 – лауреатом Республиканского телевизионного конкурса «Земля моя», лауреатом Республиканского отраслевого смотра работников торговли. В 1975-77 гг. – лауреатом первого, а в 1986-1987 – второго Всесоюзного фестивалей народного творчества. Оркестр участвовал во всех значимых городских, областных и республиканских мероприятиях, в демонстрациях и парадах, выезжал в колхозы и совхозы области, в воинские части и трудовые коллективы.

За годы моей работы в оркестре обучились играть более 200 человек! На женский духовой оркестр «Лира» обратили внимание дирижеры оркестров Белорусского военного округа. В их числе Главный военный дирижер оркестра штаба БВО, народный артист Беларуси, полковник Б. Пенчук, дирижер военного оркестра Минского высшего инженерного зенитно-ракетного училища подполковник З.Танклевский.

8 марта 2018 года Народному женскому духовому оркестру «Лира» исполняется 42 года. И как в прежние годы, перед оркестром и его новым руководителем Денисом Аюповым стоит главная задача – увеличить количество участников. За последние годы в коллективе сменилось 6 руководителей. Сохранить традиции, то, что создавалось годами, стремится председатель профкома Елена Пускова. Елена Станиславовна сама играла в оркестре, посвятив «Лире» не один десяток лет, знает его проблемы и нужды.

Женский духовой оркестр «Лира» внес существенный вклад в творческую и культурную жизнь Могилева, стал визитной карточкой «Центрального универмага», гордостью могилевчан. Хочется надеяться, что «Лира» еще многие годы будет радовать нас своими творческими успехами.

1 2 3

Геннадий САХРАЙ,
руководитель оркестра в 1975-90 гг.