«Город только просыпается, а я уже за рулем»

Комкова, Анастасия. «Город только просыпается, а я уже за рулем» : [водитель троллейбуса Е. Килессо] / Анастасия Комкова // Веснік Магілёва. — 2018. — 7 марта. — С. 10.

Еще 20 лет назад увидеть женщину за рулем троллейбуса было в диковинку. Сейчас же это дело привычное. Из 200 водителей ОАО «Могилевоблавтотранс» Могилевский филиал Троллейбусный парк № 1 – 70 женщины. В их числе и Елена Килессо – обаятельная мама троих сыновей, крутит руль «рогатого» извозчика по улицам Могилева вот уже целых 7 лет. В ее глазах – особенный блеск уверенной в себе, счастливой женщины, влюбленной в свою непростую работу.

Стать водителем троллейбуса – юношеская мечта моей собеседницы, которую она все-таки осуществила в 33 года.

- В свое время набиралась группа для обучения, но тогда не позволял возраст, ведь обучаться можно было только с 21 года.

Так жизнь закрутилась-завертелась, что я закончила техническое училище № 123 текстильщиков, работала швеей, продавцом, воспитывала двоих сыновей.

Осуществить юношескую мечту Елене Ивановне помогла мама, которая более 15 лет проработала кондуктором в троллейбусном парке. Она и подсказала дочке, что на предприятии набирают группу для обучения. Примечательно, что до того, как сесть за руль троллейбуса, Елена Килессо не управляла никакими транспортными средствами.

Своим близким и друзьям о намерении стать водителем троллейбуса Елена Ивановна рассказала только тогда, когда прошла собеседование. Вспоминает, что некоторые реагировали с удивлением, мол, какой из тебя водитель. Однако муж поддержал.

- Я прошла собеседование, обучилась и пошла работать. Первое время было, конечно, страшно, ведь это был первый «руль» в моей жизни. Поддерживали опытные наставники, в их числе и Леонид Борисенко. Я привыкла к габаритам машины, почувствовала их не сразу. Зато, набравшись опыта, стала получать настоящее удовольствие от вождения.

Первый опыт вождения троллейбуса она вспоминает с улыбкой:

- Когда впервые вышла в рейс без наставника, было ощущение «бабочек в животе» и одновременно страха. Но тогда, в первую очередь, я думала о людях, которых везу.

В мае прошло года женщина вышла из декретного отпуска:

- Думала, будет тяжело, но нет -села за руль, как-будто бы даже и не уходила.

Водители троллейбуса работают в среднем 5 дней в неделю. Смены у всех разные: первая, вторая и «разрывная». График составляют в депо – четыре через два.

Первая смена на маршруте №2 начинается около полвины пятого утра. До этого времени водителю троллейбуса нужно успеть добраться до депо (для этого есть специальная «развозка» – дежурный троллейбус, который собирает сотрудников первых смен и развозит по домам после окончания последней), проверить и подготовить троллейбус к рейсу, пройти медосмотр, оформить разрешительные документы у диспетчера.

Любимый маршрут у Елены Килессо – «двойка». – Я живу в районе «конечки», поэтому привыкла, знаю буквально каждую ямочку на дороге.

Водитель сто двадцать первого троллейбуса – Елена Килессо к ранним подъёмам относится спокойно.

- Мне даже нравится идти на работу, когда солнце еще не встало, ездить по почти пустым улицам, когда город выглядит особенным, а рассвет завораживает своей красотой. Все вокруг еще только просыпается, а я уже давно за рулем!

И поздно вечером, после напряженного рабочего дня наблюдаешь, как город постепенно засыпает, улицы пустеют, а на дорогах начинают мигать желтые светофоры.

Пассажиры у нас в большинстве своем понимающие. Хотя бывают разные ситуации, особенно в непогоду и зимой. Очень приятно слышать слова благодарности от пассажиров: где-то подождешь, где-то подъедешь максимально близко.

На вопрос же о том, что самое трудное в работе водителя, Елена Ивановна ответила не сразу.

- Даже не знаю… Нужно постоянно все контролировать, стрессовых ситуаций на дорогах много. У водителя две дороги – это провода и основная трасса, нужно следить за обеими очень внимательно, замечать все отклонения. Всегда быть готовой набить «башмак», подтянуть колесо, если необходимо.

Знаете, что еще: водители маршруток и автолюбители стали уважительнее относиться к троллейбусам, особенно в снегопад и гололед. Хотя хватает и тех, кто норовит объехать побыстрее или подрезать. Не все ведь понимают, что есть на линии места, где троллейбус должен ехать не более 20 км. Да и к чему торопиться – ведь от нас зависит безопасность людей. Все строго по графику. А вот много хлопот доставляют фуры, припаркованные в «крайней правой»:

- Бывали случаи, когда из-за фуры не могли проехать, приходилось останавливаться, высаживать пассажиров и ждать, когда ГАИ отыщет водителя.

Ну а так, несмотря на все сложности, свою работу я очень люблю. Прежде всего, за то, что мой труд вливается в труд целого города, ежедневно я окунаюсь в людскую жизнь, любуюсь городом, стремлюсь довезти пассажиров до нужного им места побыстрее и с комфортом.

- Коллектив у нас замечательный! – восклицает моя собеседница. – Всегда помогут, поддержат. Особая надежда – на наших мужчин. Они смекалистее в плане ремонта, да и мужская сила имеет большое значение, например, когда надо подтянуть колесо. Если один водитель, проезжая мимо, видит, что у другого поломка, он обязательно спросит, что случилось и не нужна ли какая-то помощь.

Дома женщиной-водителем троллейбуса гордятся четверо мужчин.

- Средний сын, когда был маленьким, всем рассказывал при встрече, что мама работает водителем троллейбуса.

Старшему сыну 18, он учится в политехническом техникуме, средний – в 5 классе, а младший с гордостью заявляет в детском садике, что мама работает с рулем!

В семье ожидается долгожданное радостное событие – совсем скоро Килессы справят новоселье – въедут в новую квартиру.

Несмотря на совсем неженскую профессию, дома Елена Ивановна – настоящая хозяйка, любимая мама и жена. В Международный женский день ее дорогие мужчины поздравят праздничным завтраком, или, скорее, обедом, ведь работать женщина будет в первую смену. А всем женщинам в канун праздника она желает быть любящими и любимыми. Любите жизнь, своих близких и свою работу!

1

Анастасия КОМКОВА
Фото автора