Машина с интеллектом

Плеханов, Д. Машина с интеллектом : [беседа с директором по развитию ОДО "СТРИМ" Д. Плехановым] / Дмитрий Плеханов ; беседовала Нелли Зигуля // Звязда. – 2018. — 9 кастрычніка. — С. 8. — Союз. Евразия

Она собственно и создавалась для того, чтобы внедрять на белорусских просторах все исключительно передовое и наукоемкое. Машиностроители с высшим образованием создали ее после того, как на родном предприятии их на то время очень новаторские предложения приняли в штыки. Мол, зачем нам эта головная боль? Но увлеченные своим делом интеллектуалы рискнули. Сегодня их разработками пользуются ведущие белорусские гиганты автомобилестроения.


Дмитрий Пле­ха­нов: «Вот такую зарядную станцию для электромобиля можно поставить у себя дома».

Черный ящик для БелАЗа

Кстати, «СТРИМ» так и расшифровывается — современные технические решения и методы. Фирма небольшая, но возможности ее неограниченные. Одна из последних разработок — система контроля и диагностики, которую в народе окрестили «черный ящик».

— Эта система позволяет узнать о машине все, — рассказывает директор по развитию ОДО «СТРИМ» Дмитрий Плеханов. — Она собирает полную информацию о том, как работает двигатель, колеса и так далее. Анализируя ее, мы можем сообщить заказчику, какой модуль вышел из строя. И это позволяет быстро ликвидировать неполадку.

Черными ящиками обеспечены в основном новые модели МАЗов и БелАЗов. Такой ящик можно поставить и в гражданскую машину выпуска от 2000 года, и моложе. Более старое авто мало что сможет рассказать о своих проблемах. В отличие от транспорта нового поколения в нем немного датчиков, которые могут передавать определенную информацию.

На «СТРИМе» делают ставку на качество, здесь главное — достичь совершенства, наиболее высокого эффекта. И мелочей в работе не существует.

На фирме позаботились также о том, чтобы не зависеть от других поставщиков. Все комплектующие для сборочного цеха создают сами. Современные станки с программным управлением помогают с точностью до сотой доли миллиметра сделать компонент, куда потом вставляется вся современная начинка.

Топливо из розетки

Будущее за электромобилями. И то, что их на наших улицах пока единицы, вовсе не противоречит истине. Мир постепенно отходит от двигателей внутреннего сгорания, в Европе и Америке с каждым годом количество электрозаправок растет. «СТРИМ» активно продвигает эту мысль в Беларуси на протяжении нескольких последних лет. Здесь создают двухпосто-вые зарядные станции, от которых могут заряжаться одновременно два электромобиля. Станции от «СТРИМа» работают на заправке «Белоруснефти» в Колодищах, на трассе М4 Могилев—Минск в районе Червенской райпотребкооперации, а в Гродно один предприниматель пожелал установить такую станцию даже на агроусадьбу.

В Могилеве зарядная станция производства «СТРИМ» стоит у здания Технопарка и на территории самой фирмы. Здесь активно пользуются транспортом будущего.

— Электромобиль — это удобно. Сама машина дорогая, но ее обслуживание, содержание ничего не стоит, — говорит специалист. — За шесть лет эксплуатации электромобиля мы только один раз поменяли тормозные колодки. Никаких вложений ни в ходовую часть, ни в мотор. Представляете? Все, что нужно для авто, это тосол — для подогрева батареи зимой и охлаждения летом. Сейчас разрабатываем техпомощь — машину, которая будет выезжать по вызову, когда у кого-то в дороге электромобиль разрядился.

С целью популяризации транспорта будущего фирма планирует в следующем году осуществить автопробег по белорусским достопримечательностям.

— Сейчас изучаем вопросы с санаториями, агроусадьбами, туристическими комплексами насчет установки зарядных станций, — говорит Дмитрий Плеханов. — Летом собираемся провести автопробег на электромобилях и пригласить иностранцев. Маршрут будет приблизительно такой: Гродно—Минск—Витебск—Могилев—Гомель—Минск—Брест. На всем пути следования будут установлены зарядные станции. Агроусадьбам даем возможность ознакомиться с нашим продуктом поближе, чтобы они потом могли купить его в рассрочку. У нас в качестве партнеров выступают банки, которые готовы оформить покупку на выгодных для клиента условиях.

За дружбу без ограничений

«СТРИМ» мечтает выйти на тесный контакт с Россией, но существуют юридические моменты, препятствующие плодотворному сотрудничеству.

— Нужно исправлять. Нам есть что предложить ближайшим соседям. Хотелось бы, чтобы россияне оценили наше оборудование — блоки, педали, черные ящики. Частично у них это есть, но что-то они берут из Европы. Зачем, если мы рядом? Можем все это делать под заказ в неограниченном количестве. Мы знаем, как улучшить дальнейшую работу машины, обезопасить, сделать ее совершенной, такой, чтобы она соответствовала веяниям завтрашнего дня.

Сегодня «СТРИМ» работает над экспериментальной моделью, которая за счет электротяги сможет работать сама, без людей. Что касается населения, то здесь предлагают несколько типов зарядных станций для электромобилей. Причем с каждым днем они также становятся более совершенными. Сейчас здесь разрабатывают интерактивную зарядную станцию, которая сможет дополнительно давать всю справочную информацию.

Нелли ЗИГУЛЯ