Мировая известность белорусских самосвалов

Гришаева, М. Мировая известность белорусских самосвалов : [Могилевский автозавод] / Мария Гришаева // Веснік Магілёва. – 2018. — 19 сентября. — С. 12. 

Многие виды продукции, выпускаемые предприятиями нашей республики, стали на мировом рынке настоящим брендом Беларуси. Одним из первых пунктов в списке узнаваемой продукции можно смело поставить самосвалы Белорусского автомобильного завода. «БЕЛАЗ» – это Одно из старейших машиностроительных предприятий Республики Беларусь, крупнейший производитель строительно-дорожной, подземной и специальной техники, входящий в тройку лидеров мирового рынка в своем сегменте. В период с 2009 по 2018 гады «БЕЛАЗ» в полный голос заявил о себе на мировом рынке карьерной техники, стремительно ворвавшись в так называемый «клуб миллиардеров», реализовав в 2011 и 2012 годах продукции более чем на миллиард долларов. Также был создан уникальный, оболгавший свое время карьерный самосвал грузоподъемностью 450 тонн, равного которому в мире до сих пор нет.

«БЕЛАЗ» укрепляет позиции

История холдинга насчитывает 70 лет, за которые происходило много преобразований, модернизировалось производство, осваивались новые виды продукции, расширялись рынки сбыта. За всю историю белорусского автозавода разработано более 500 модификаций карьерных самосвалов грузоподъемностью от 27 до 450 тонн, выпущено свыше 160 тысяч единиц техники, которые были отправлены в более чем 70 стран мира. Потребители отмечают, прежде всего, высокую маневренность самосвалов «БЕЛАЗ», плавность хода, хорошие тягово-динамические характеристики, легкость управления, безопасность эксплуатации, высокую удельную мощность… Наличие этих преимуществ приводит к низкой себестоимости тонны перевозимого груза, что является главным в экономике любого горнодобывающего предприятия.

Половина из последнего десятилетия (2008-2018 годы) была охвачена двумя фактически проследовавшими одна за другой кризисными пертурбациями. Как итог, помимо всего прочего, некоторые компании — например, Bucyrus, Joy Global и Terex Trucks — полностью потеряли свою самостоятельность, и их имена постепенно уходят в небытие. «БЕЛАЗ» стойко перенес все последствия данного периода. И благодаря слаженной и эффективной работе всего многотысячного коллектива год 70-летия предприятия отмечен укреплением наших позиций на традиционных рынках и завоеванием новых перспективных сегментов.

Достижения года

В текущем году существенно увеличены объемы производства и реализации продукции к высокому уровню прошлого года. Уже за девять месяцев 2018-го в производстве, отгрузке и экспорте «БЕЛАЗ» превзошел в стоимостном выражении показатели всего 2017 года.

ОАО «БЕЛАЗ», подтверждая свой статус одного из ведущих мировых производителей карьерных самосвалов, на сегодняшний день имеет самую широкую линейку их выпуска — от 30 до 450 тонн. А появление в июне 290-тонного «БЕЛАЗ-75320» позволило закрыть в мировой линейке еще одну нишу. В прошлом году был установлен рекорд в производстве самосвалов особо большой грузоподъемности — 90 тонн и выше, в этом — автомобильный гигант идет на новый рекорд.

Объемы отгрузки и экспорта восьми месяцев 2018 года, если сравнивать их с показателями аналогичных периодов предыдущих годов, являются рекордными за всю историю предприятия. Причем доля самосвалов особо большой грузоподъемности в общем объеме достигла значения 65%, в то время как в 2012-м была 36%.

В приоритете – экспорт

За последние неполных 5 лет, с 2014 по август 2018, продукция поставлена в 33 страны мира, из которых 24 — страны дальнего зарубежья. Освоены новые рынки — Зимбабве (с 2014 года), Марокко (с 2015-го), Бангладеш и Филиппины (с 2018-го). После пятилетнего перерыва возобновлены поставки техники «БЕЛАЗ» в Грузию, после восьмилетнего перерыва — в Румынию и после одиннадцатилетнего — в Иорданию.

Существенных успехов удалось достичь и в реализации новых моделей карьерных самосвалов различной грузоподъемности: 45-тонных — в Финляндию, 55-тонных — в Зимбабве, 90-тонных — во Вьетнам и Монголию, 110- и 130-тонных — в Индонезию, 130-тонных — в Анголу и Зимбабве (в эту страну также впервые поставлены погрузчики, бульдозеры, поливооросительные машины и тягач-буксировщик), 180-тонных — в Марокко, 220-тонных — в Украину, 240-тонных — в ЮАР, 360- и 450-тонных — в Россию. Парк техники наших потребителей в Польше и Чехии пополнился новинками предприятия — карьерными самосвалами «БЕЛАЗ-75454» с двигателем Scania, соответствующим современным экологическим стандартам Tier4, и «БЕЛАЗ-7555I» c двигателем Liebherr. РУПП «Гранит» приобретены карьерные самосвалы рекордного по грузоподъемности для Беларуси класса 90 тонн.

Поставка в 2017 году 52 единиц техники в Зимбабве является одной из самых крупных годовых партий, реализованных в дальнее зарубежье, а объем поставок в Узбекистан — рекордным за всю многолетнюю историю сотрудничества с горнодобывающими предприятиями этой страны. Количество машин, которые мы должны поставить в Узбекистан в 2017-2018 годах, составляет 260 единиц, а на недавнем Белорусско-Узбекском форуме делового и регионального сотрудничества подписаны новые соглашения с узбекскими партнерами.

Лидер на мировом рынке

На мировом рынке в классе грузоподъемности 130-136 тонн «БЕЛАЗ» является абсолютным лидером с удельным весом по итогам 2017 года около 80%, что в два с половиной раза превышает уровень 2013-го. Практически половина мировых продаж по итогам прошлого года приходится на «БЕЛАЗы» в классе грузоподъемности 220-240 тонн. Стабильными темпами растут продажи 90-тонных карьерных самосвалов — в этом классе доля предприятия за последние пять лет увеличилась почти в 4 раза и составляет около 10%.

Сегодня компания «БЕЛАЗ», удерживая порядка 30% мирового рынка большегрузных карьерных самосвалов, занимает достойное место в тройке ведущих мировых производителей и имеет достаточные опыт, навыки и ресурсы, чтобы ставить и успешно решать новые, более сложные задачи.

Под брендом «МоАЗ»

Могилевский автомобильный завод им. Кирова с 2006 года является филиалом ОАО «БЕЛАЗ» управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-­ХОЛДИНГ». Могилевское предприятие зародилось в далеком 1935 году, переживало немало сложных периодов, меняло название и специфику производства. Сегодня могилевский автозавод работает в тесной связке с управляющей компанией, производя популярные у потребителя самосвалы повышенной проходимости, строительно­-дорожные машины, машины для подземных работ: самосвалы подземные, погрузочно­доставочные машины, шасси универсальные, транспортные средства для перевозки людей, подземные бетоносмесители, а также колесные пары для железнодорожных вагонов, комплектующие для техники, выпускаемой на головном предприятии.

Техника торговой марки «МоАЗ» широко используется при строительстве дорог, особенно в условиях Сибири и Дальнего Востока России, отсыпке кустовых площадок на нефтегазовых месторождениях, в горнодобывающей промышленности, прежде всего при разработке подземных месторождений, на строительстве гидротехнических сооружений. Более 60% всей продукции завода отправляется в Россию и страны СНГ.

Директор филиала ОАО «БЕЛАЗ» управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ­-ХОЛДИНГ» «Могилевский автомобильный завод имени С.М.Кирова» Павел Петрович Минич рассказал, что благодаря грамотной политике управления генерального директора ОАО «БЕЛАЗ» П.А. Пархомчика было сделано многое для развития Могилевского автомобильного завода. Так, был реализован крупный инвестиционный проект стоимостью более 30 млн евро.

-­ Мы построили цех по выпуску колесных пар РУ1­Ш и чистовых железнодорожных осей с прогрессивным, новейшим оборудованием. Главная его задача — обеспечение этой продукцией Могилевского вагоностроительного завода, а также ремонтных депо и вагоностроительных заводов Российской Федерации и стран СНГ, где используется железнодорожная колея на 1520 мм, — отметил Павел Петрович. — На сегодняшний день на сто процентов загружено производство по выпуску литых заготовок, около 80 процентов которых уходит на изготовление техники «БЕЛАЗ». Ежемесячно литейное производство Могилевского филиала изготавливает до тысячи тонн стальных отливок 250 наименований.

Однако основным направлением развития завода по-прежнему остается автомобильная тематика. Отделом главного конструктора сформирована линейка подземной и карьерной техники грузоподъемностью от 20 до 50 тонн с колесной формулой 4×4, 6×6, и в дальнейшем на заводе планируется выпуск такой техники для дальнего зарубежья. В настоящее время подписан контракт на поставку подземных самосвалов грузоподъемностью 25 тонн в Чили (Южная Америка), уже в текущем году поставлено 3 колесных бульдозера в Республику Бангладеш. Но большая часть выпускаемой могилевским автозаводом подземной техники закупается для эксплуатации на территории РФ компании «Тулачермет», «УГМК» и др.

Мария ГРИШАЕВА