Шедевры ловят до рассвета

Савосина, И. Шедевры ловят до рассвета / Ирина Савосина // Могилевская правда. — 2005. — 7 октября. — С. 16.

Известному могилевскому фотохудожнику Александру Литину — 50. Большая часть жизни отдана фотографии. За что ее любит? Наверное, за таинство, как женщину — за тайну…

Еще когда Саша служил в армии, он соорудил фотолабо­раторию в каптерке, где по но­чам печатал снимки друзей-солдатиков на фоне мостов, дворцов и Петропавловской крепости, ведь служба проходи­ла в центре Ленинграда.

Знакомство с известней­шим фотографом Евгением Раскоповым подвигло Алексан­дра после “снимков на память” на осмысленное творчество, так же, как и удивительные рассказы о фотографии кри­тика Павла Боярова. \

Из Казани, куда Литина распределили после оконча­ния института точной механи­ки и оптики, он привез в род­ной Могилев жену Флориду и “Дорогу” — фотографию, став­шую “литинской классикой”, как он сам шутит.

Старые могилевские двори­ки тянули фотохудожника беско­нечно.

— Мне очень нравится об-шарпанность старины, — пояс­няет Александр. — Наверное, в ней есть и налет времени, и дра­матизм, и можно приложить свою фантазию, сотворив новую реальность.

Однажды итин привел своих друзей — фотоколлег из Мол­довы — на свою “малую роди­ну”, на Дубровенку. Вот где ди­кая красота!

— Теперьтой “дикости”, кче-сти властей и к грусти фотогра­фов, ужнет, — смеется Александр.

Те городские пейзажи “объез­дили” весь свет. Фотоработы Ли­тина экспонировались на 200 фо­тосалонах, персональные вы­ставки проходили в Германии и Австрии, Польше и, конеч­но, Беларуси.

Открывшаяся в эти дни экспозиция “Простыя рэчы” в выставочном зале по улице Болдина — результат работы последних 5 лет фотомасте­ра. На ней очень много пейзажей.

— Пейзажи у меня долгое время просто не получались, да и встать надо рано, чтобы сделать хороший снимок, — поясняет Александр. — Мой первый учитель известный фо­томастер Зиновий Шегельман на пленэрах поступал очень просто: до рассвета кричал пе­тухом, чтоб разбудить самых сонливых. На восходе солнца мир совсем другой, он меня­ется каждую минуту. Этим ле­том на Браславских озерах я сделал несколько работ для этой выставки. Когда пришел с туристами на гору Маяк, то ока­залось, что там таких дураков, как я, даже без фотокамер — несколько десятков. Все ждали, когда взойдет светило…