Лицей интеллектуалов

   Алексеев, Р. Лицей интеллектуалов / Р. Алексеев // Веснiк Магiлёва. — 1993. — 8 апреля.

В области один за другим открываются колледжи и ли­цеи. Причем колледж при тех­нологическом институте, по словам начальника областно­го управления образования Анатолия Романова, — первый в республике, лицей при педа­гогическом институте — пер­вый в области. Не остался в стороне и машиностроитель­ный институт: на базе город­ского лицея создается областной технический линей с профориентацией на ММИ или вузы соответствующего профиля.

Анатолий Романов считает, что областной лицей привлечет больше способной моло­дежи. Из лицея одаренные дети, пройдя обучение с со­лидной нагрузкой по общеоб­разовательным и профилиру­ющим дисциплинам , в инсти­туте будут чувствовать себя намного увереннее и быстрее займутся практической и научной работой. После же сред­ней школы студенты первые два года обучения в институте только втягиваются в новый, более интенсивный режим подготовки.

– Кроме того, учащиеся ли­цея, — сказал Александр Китькало, декан факультета дову­зовской подготовки ММИ, — получат гуманитарные зна­ния. Будут проводиться уси­ленные занятия по иностран­ным языкам, бальным танцам

Прием в технический лицей проводится на конкурсной ос­нове. Директор лицея Кон­стантин Григорович сказал, что прием многоступенчатый,, т. е. проводятся совместные (преподаватели ММИ и лицея) собеседования, тестирование через решение задач, беседа с психологом с целью опреде­ления профессиональных на­клонностей. При лицее име­ются подготовительные кур­сы и проводятся конкурсные олимпиады для поступающих, но оба мероприятия не обяза­тельны.

Достаточно ли этого для оп­ределения способностей и склонностей молодого чело­века? Не сработают ли субъ­ективные и другие факторы при поступлении в лицей? Тем более, что отсутствуют техни­ческие средства тестирова­ния испытуемого.

Заместитель директора Ва­лентин Вишнивецкий считает, что если кто-то и попадет в лицей случайно, то в процессе учебы (3 года) все выявится. Неуспевающие по профиль­ным дисциплинам решением административного совета пе­реводятся в среднюю школу. Например, в 1992 году отчис­лено 11 человек. Как, каким образом они прошли в лицей — вопрос… Но укрыться “се­редняку”, а тем более “слаба­ку в лицее трудно. В средней же школе способные раство­ряются в общей массе. И, по старым принципам, как бы уравниваются со всеми.

А как же быть с районными вундеркиндами? Лицей обла­стной. Директор считает, что вопрос этот сложный, но мо­жет быть решен при поддерж­ке постоянных связей с рай­онными отделами образова­ния и открытии интерната при лицее. Подбор учителей в ли­цеи проводится также на кон­курсной основе.

Обучение одаренных детей не гарантирует спокойной жизни ни ученикам, ни педа­гогам. Поэтому учителя идут сюда осторожно: требования Повышенные, оклад не на много выше, чем в обычной школе. Но в учебной работе лицея принимают участие пре­подаватели ММИ, что способ­ствует преемственности и непрерывности учебного про­цесса.

Занятия в техническом ли­цее начнутся с нового учебно­го года. К прежним дисципли­нам добавились новые: электротехника, информационно-вычислительная, экономиче­ское право, система автомати­зированного проектирования и др. Если выпускник лицея не осилит конкурсных экзаменов в вуз, он сможет работать автоводителем, токарем, швеей и пр.

Основной источник финан­сирования лицея — средства госбюджета. Оказывает по­мощь попечительский совет, членом которого является ди­ректор завода “Сельмаш”, президент ассоциации про­мышленников и предприни­мателей Валерий Чертков.

Если замыслы областного управления образования, ру­ководства MMV1, учителей и преподавателей воплотятся в жизнь, область и республика получат высокообразован­ных, компетентных, культур­ных специалистов, способных работать с большой отдачей.

Но смогут ли они в наше тя­желое время проявить свои способности полностью? Где и когда будет от них отдача? На какие предприятия пойдут работать интеллектуалы, если заводы переходят на сокращенную рабочую неделю, если производственные мощности падают, если в области на март 5,5 тысячи безработных среди которых большую часть составляют ИТР, если из рук правительства выпадают вожжи управления вследствие разрушительных последствий недальновидной политики? И неизвестно, когда социально экономические потрясения закончат свой стремительны бег.

И все же, закладывая интеллектуальную базу, мы поступает правильно. Не всегда же будет у нас плохо..