Бокал шампанского – за юбилей!

Иванюшина, М. Бокал шампанского – за юбилей! / Мария Иванюшина, Ирина Савосина // Могилевская правда. — 2008. — 16 мая. — С. 21.

15 мая Могилевскому драмтеатру исполнилось 120 лет

«Как мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро», — писал когда-то Пушкин. На самом деле не надо дожидаться такого вот грустного состояния души, чтобы отведать игристого напитка. Шампанское – всегда добрый спутник всяческих торжеств, тем более такого солидного юбилея, как у Могилевского драмтеатра.

120 лет назад на зыбкой почве Муравьевского сквера по проекту архитектора Камбурова было воздвигнуто красивое здание с гранитным цоколем и кованым балконом, с ложами по образцу Варшавского Малого театра. Могилевский театр обошелся в 55 тысяч тех еще царских рублей. Из них 28 тысяч пожертвовали горожане.

15 мая 1888 года на сцене театра состоялся первый любительский спектакль. Ажиотаж по поводу премьеры не позволил попасть на постановку всем желающим. Именно с тех пор в городе забурлила театральная жизнь. В Могилев с гастролями приезжали знаменитые русские и украинские труппы. Артистам доставляло особое удовольствие выступать в зале с хорошей акустикой. Эта сцена помнит гастроли Веры Комиссаржевской, Федора Шаляпина, Александра Вертинского, Сергея Рахманинова… Из царской ложи здесь смотрел кинохронику император Николай II. В воспоминаниях многих зрителей остались также печки-голландки, которые отапливали здание и придавали помещениям домашнюю теплоту и уют.

После затяжного ремонта и реконструкции в 90-х годах обновился и артистический состав. Сейчас коллектив на три четверти представлен молодежью. Третий год подряд в начале весны город начинает лихорадить: молодежный театральный форум «М.@rt контракт» для могилевчан стал событием. Да и от оваций в честь недавней премьеры спектакля «Двое с большой дороги», а также авангардной постановки «Столик» в исполнении польских артистов еще «горят» ладони. А вчера опять были аплодисменты на премьере спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

Еще в начале 120-го театрального сезона руководство театра решило к юбилею ставить именно эту бессмертную комедию Бомарше. Приглашенный питерский режиссер Борис Гуревич признается: «Отвага нужна была, чтобы согласиться работать над таким классическим театральным полотном». Можно представить, каково было актеру Леше Килессо играть роль Фигаро после того, как ее когда-то блестяще исполнил Андрей Миронов. Сравнения неизбежны… Гуревич привез с собой и постановочную группу — балетмейстера Ирину Шаронову, художника Олега Осколкова. С особенной тщательностью подходили к музыкальному оформлению спектакля.

«Музыкальный оформитель Владимир Бычковский — лучший в своем деле, — рассказывает о коллеге Гуревич. — Он занимался озвучанием во всех театрах Питера, оформлял постановки московских МХАТа и «Табакерки». Здесь же музыкальное решение было принципиальным, потому что пьеса классическая. И музыку, конечно, можно было взять ей под стать, но мы от этого отказались. Единственная классическая тема — из «Севильского цирюльника» Россини. В остальном же музыка современная. Ведь и спектакль современный».

—     А что дает классике каждый раз новое дыхание? — спрашиваю режиссера.

—     Сама жизнь. Проблемы ведь вечные. Они отзываются в зале, хотя тексты эти написаны в 18 веке. И хочется все донести: лирику, трепет, пронзительность, высокое. Комедию играть — дело серьезное, — убежден Борис Гуревич.