Могилевщина — дорожный край

   Сардаров, А. Могилевщина — дорожный край / Армен Сардаров, Анатолий Лопатин // Магілёўскія ведамасці. — 2017. — 10 февраля. — С. 5.

Коммуникационные системы всегда оказывали огромное влияние на развитие человечества. Один из основных способов коммуникаций, пожалуй, дорога, такая роль ей была уготована уже хотя бы в силу ее древности. Испокон века люди чтили дороги, прокладывали их и поддерживали в порядке. И дорога одаривала их щедро за все при­ ложенные усилия, служила людям верой и правдой.

Она пролегает из прошлого и ведет прямиком в будущее, мы с нашими проблемами и радостями находимся на транзитном ее километре. Время остановиться и подумать о дороге, ее роли, многогранности ее фило­ софского и прикладного смысла.

Об этом на примере дорог Могилев­ щины рассказывают доктор архитек­ туры, профессор Армен Сергеевич Сардаров и генеральный директор РУП «Могилевавтодор» Анатолий Иванович Лопатин.

А сопроводят читателя в этом исто­ рико-производственном экскурсе дорожные символы – скульптуры по­ кровителей дорог – Гермеса и Веле­ са. В современном художественном воплощении они теперь украшают собой неоклассическое здание РУП «Могилевавтодор». О них тоже здесь будет рассказано подробнее.

Картинки по запросу дунькин клуб могилев

Часть 1. Дороги минувшего

Дорога – это жизнь, говорили древние, и эта вековая мудрость передает особое отношение людей к дорогам, значению транспортных сообщений в обеспечении человеческой жизнедеятельности. Еще во времена античности люди воплотили свою веру в дороги в особый символ – дорожное божество, Гермеса, который указывает путь, покровительствует торговцам (а именно они составляли большую часть транспортного потока), направляет пастухов со стадами по извилистым тропам на пастбища.

Это было удивительное, смышленое древнегреческое языческое божество – всегда находящее выход из трудного положения, умеющее быстро добраться из конца в конец и оказывавшееся в нужное время в нужном месте. Его изображения стояли и на перекрестках греческих дорог и даже в центрах городов – на рыночных площадях.

Подобное же дорожное божество -символ дорог был у древних славян, предков белорусов, русских, украинцев. Его звали – Волос, Вялес, Велес. У белорусов существовал даже особый заговор, который необходимо было произносить, отправляясь в дальний путь: «Дай-жа мне Божа шчасліву дарогу!

Аж святы Юрый каня запрагае, Святы Аўлас памагае, ад бяды, напасці зберагае».

Святым Аўласам, Власием, – Волос стал уже после обретения белорусами христианства. Люди чтили Волоса, Власия именно потому, что сознавали великую необходимость пользоваться дорогами, исправлять и поддерживать их в надлежащем состоянии.

Могилевский край всегда был дорожным краем. Так уже сложилась его судьба – быть на перекрестке, «скрыжаванні» путей с Севера на Юг и с Востока на Запад, связывая русские, украинские, польские и белорусские земли.

Еще в незапамятные времена древних славян, когда здешние люди только начали формировать у себя зачатки государственности – древнерусские княжества, Могилев и Могилевщина лежали на самом важном историческом пути славян -«Пути из варяг в греки». Именно Днепр был первой исторической дорогой и, именно по этому пути пришла сюда христианская вера и система государственности.

И впоследствии, много веков спустя Днепр всегда оставался мощной транспортной системой, здесь существовала система пристаней и плавали речные суда, но все большее значение, по мере исторического развития стали приобретать сухопутные дороги.

Во времена Великого княжества Литовского издаются специальные своды законов – Статуты, где дороги этой земли и их транспортное движение специально регулируется. На дороги, их поддержание собираются налоги, жители должны были их ремонтировать.

Но и в последующие исторические эпохи Могилев и Могилевщина остаются важными транспортными узлами имеющими и внутри- и межгосударственное значение.

В белорусской «Баркулабовской летописи» под 1580 годом уже упоминаются особо «Шкловская дорога до Могилева» и «Могилевская дорога на Задубровене до замка Могилева».

Король Стефан Баторий даже повелел в Могилеве «мостить улицы камнем». Здесь сосредотачивались торговые пути, стекался различный товар, здесь проходили ежегодные ярмарки. В 1637 году Могилеву было предоставлено право пользоваться вносимыми в казну дорожными налогами (бруковыми и мостовыми деньгами), которые шли на поддержание дорог. А налоги эти собирались с купцов, которые приезжали в Могилев с товарами – три гроша с подводы.

Слава Могилева и Могилевщины и их дорожной системы отразилась и в том, что сюда приезжал в 1706 г Петр I, а в 1780 году Екатерина II встречалась в Могилеве с германским императором Иосифом II. Причем по случаю ее приезда были построены торжественные ворота – триумфальные брамы. После присоединения белорусских земель к Российской империи в конце XVIII в. здесь на Могилевщине были учреждены особые так называемые «почтовые дороги», на которых специально устраивались станции со сменами ямщиков и лошадей. Это были пути из Могилева в Толочин, Смоленск, Мстиславль, Чернигов, Рогачев. А уже в первой половине XIX в. через Могилевскую землю были проложены две самые важные для Российского государства дороги – Мо-сква-Варшава (через Кричев, Довск) и Санкт-Петербург – Киев (через Витебск, Могилев, Довск). Эти пути не только имели специальную дорожную, почтовую службу с каменными зданиями почтовых станций, но и сами представляли собой чудо тогдашней дорожной технологии. Это были «шоссе» или шоссированные дороги, когда трасса имела особую многослойную конструкцию дорожной одежды и поперечный профиль с проезжей частью, обочинами и кюветами. Эти дороги еще больше способствовали развитию края. Езда по Киевскому шоссе была открыта в 1850 году, причем с проезжающих брали оплату 2,5 копейки серебром за версту (т.н. прогонные деньги).

Характерно, что в этот период, как и ранее, используется именно уникальное географическое положение Могилева – в транспортных сообщениях используется и речная коммуникация и сухопутные дороги (говоря нынешним языком, Могилев был уже в XVIII-XIX вв. своеобразным логистическим центром).

Не было ничего удивительного, что и в советский период нашей истории автомобильные дороги Могилевщины становятся одними из самых важных в нашей истории. И нет ничего удивительного, что одна из первых белорусских дорог современной конструкции, предназначенной для автомобильного транспорта была построена здесь в 30-х годах ХХ в. Это было шоссе Минск – Могилев с покрытием из асфальтобетона.

Армен САРДАРОВ, декан АФ БНТУ, доктор архитектуры, профессор.

Картинки по запросу скульптуры богов Могилев

Часть 2. Дороги в будущее

В Новейшей истории по мере развития экономики Белоруссии потребовались не только транзитные пути сообщения, но и автомобильные дороги с усовершенствованным покрытием, надежно связывающие населенные пункты республики во все времена года. В довоенный период дорожная сеть Могилевщины значительно уступала автомобильным дорогам Западной Белоруссии. Однако во второй половине прошлого века могилевчанам за счет активного дорожного строительства удалось ликвидировать это отставание. Дороги области включены в единую опорную дорожную сеть, удовлетворяющую потребностям населения и экономики. К республиканским относятся дороги, включенные в европейскую транспортную систему, а также соединяющие Могилев со столицей, другими областными и районными центрами. 2555 км республиканских автомобильных дорог, по которым осуществляется основной грузо- и пассажиропоток, находятся в ведении Республиканского унитарного предприятия «Могилевавтодор».

С течением времени автомобильные дороги совершенствуются, строятся новые и реконструируются ранее построенные. Увеличивалась ширина проезжей части, улучшалось качество дорожного покрытия, позволяющее повышать осевые нагрузки и скорость движения транспортных средств, возводились новые мосты и путепроводы. К настоящему времени все районные центры и агрогородки области связаны автодорогами с усовершенствованным покрытием. Для обслуживания водителей и пассажиров сооружены десятки объектов придорожного сервиса, в числе которых автозаправочные станции, организации торговли и пункты общественного питания, гостиницы, охраняемые стоянки, мойки и станции технического обслуживания. С завершением реконструкции автотрассы М-4 Минск-Могилев на территории области впервые появилась дорога 1-й категории. В прошлом году на всем протяжении реконструирована автодорога М-5/Е-271 Минск-Гомель, являющаяся ответвлением IX трансъевропейского коридора «Север-Юг».

Дорожное строительство требует значительных капитальных вложений, но бездорожье обходится еще дороже. Не случайно американцы изображают дороги с катящимся по ним долларом, как символом их высокой прибыльности. Наиболее интенсивное движение транспортных средств по расходящимся веером от Могилева дорожным лучам – именно в восточном направлении. Поэтому в планах РУП «Могилевавтодор» на ближайшую перспективу намечена реконструкция до уровня 1-й категории автодороги до Чаус с дальнейшим продолжением до Черикова. Расширение этой трассы до 4-х полос движения позволит по кратчайшему расстоянию связать Китай, центральные регионы России и восточные районы Белоруссии со странами Балтии.

Планируется завершение строительства кольцевых дорог вокруг Могилева и Бобруйска с возведением мостов через Днепр и Березину. В конце прошлого года начаты работы по строительству моста через Сож в Славгороде, что предоставит возможность сократить путь от областного центра до Краснопо-лья и выходом на границу РФ, реконструкция моста через реку Березина в Бобруйске под первую техническую категорию. В дальнейшей перспективе предстоят работы по реконструкции до уровня 2-й категории автодороги М-8 на участке Могилев-Довск.

Большая работа предстоит по устройству слоев износа проезжей части, в том числе и по новой технологии «Сларри-Сил», по наведению порядка в притрассовых полосах, обустройству дорог, развитию придорожного сервиса.

Дальнейшее развитие дорожной сети позволит снизить транспортные затраты производителям промышленной и сельскохозяйственной продукции, улучшить комфортность и безопасность движения транспортных средств, а также повысить привлекательность белорусских дорог для транзитных перевозчиков.

Описав перспективы дорожного строительства, эту статью хотелось бы закончить на более лиричной, проникновенной ноте: история – это прошлое в связи с будущим, это путь, дорога. Для нас дороги – не только объекты, а состояние души, красота, многогранность. Пусть все грани этого понятия будут ясными, понятными, все светлые перспективы будут осуществимы.

Анатолий ЛОПАТИН, генеральный директор РУП «Могилевавтодор».