ПРАВИЛА
пользования библиотеками
учреждения культуры «Централизованная система государственных
публичных библиотек г.Могилева»

1. Общие положения

1.1. Правила пользования библиотеками учреждения культуры «Централизованная система государственных публичных библиотек г.Могилева» (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Беларусь «О библиотечном деле в Республике Беларусь», Типовыми правилами пользования библиотеками в Республике Беларусь и другими законодательными и подзаконными актами Республики Беларусь в области библиотечного дела.

1.2.  Правила регламентируют взаимоотношения пользователей и библиотек учреждения культуры «Централизованная система государственных публичных библиотек г.Могилева» (далее – Библиотека) в процессе библиотечного, информационного, справочно-библиографического и социокультурного обслуживания.

1.3. Библиотека имеет право устанавливать содержание и формы своей деятельности, порядок пользования фондами, информационными ресурсами, техническими средствами, а также определять условия их предоставления в соответствии с целями и функциями и на основании документов, регламентирующих деятельность Библиотеки.

1.4. Отдельные (дополнительные) виды услуг, которые не противоречат законодательству и целям деятельности Библиотек являются платными.

2. Порядок регистрации пользователей

2.1. Для регистрации в качестве пользователя Библиотекой гражданин должен:

  • предъявить документ, удостоверяющий личность: паспорт, вид на жительство в Республике Беларусь;
  • сообщить необходимые для оформления сведения;
  • ознакомиться с Правилами пользования библиотекой и подтвердить согласие на их соблюдение личной подписью.

Дети и подростки до 16 лет при записи в Библиотеку предъявляют свидетельство о рождении (или паспорт) и паспорт родителей или документ, выданный детским учреждением (интернатом, школой и т.д).

2.2. Регистрационные формы (формуляр читателя) оформляются в ручном или автоматизированном режиме работником библиотеки в присутствии пользователя.

2.3. Регистрация коллективных пользователей (юридических лиц) осуществляется на основании договора, определяющего порядок предоставления информационно-библиотечных услуг.

2.4. Читательский билет читателям центральной городской библиотеки им.К.Маркса выдается за плату, установленную в соответствии с
законодательством Республики Беларусь. В случае его утери выдается дубликат (на платной основе).

3. Организация обслуживания пользователей

3.1. Пользователю предоставляется возможность обращаться в Библиотеку как путем непосредственного посещения, так и в режиме
удаленного доступа.

3.2. Библиотека организует обслуживание пользователей в соответствии с графиком работы, утвержденным директором учреждения.

В исключительных случаях Библиотека имеет право вносить изменения в режим работы. Информирование пользователей об изменениях осуществляется заранее через web – сайт учреждения и информационные стенды Библиотеки.

3.3. Для пользователей, непосредственно посещающих Библиотеку, функционируют абонементы, читальные залы, информационно-библиографический сектор, информационно-идеологические сектора, сектора по работе с детским читателем.

3.4. Обслуживание пользователей осуществляться как на основе электронного формуляра, в котором ведется запись о выдаче и сдаче документов, так и в ручном варианте – в читательском формуляре.

Взрослые читатели, а также ученики с 4-го класса расписываются за каждый экземпляр документа, полученного в Библиотеке.

3.5. Обслуживание в залах центральной городской библиотеки им.К.Маркса осуществляется по предъявлению читательского билета.

3.6. Документы выдаются во временное пользование:

  • из фонда абонемента – не более пяти документов на срок до 30 дней;
  • новые поступления и литература повышенного спроса – не более двух документов на срок до 10 дней;
  • в читальных залах Библиотек – не более  пяти экземпляров документов одновременно.

3.7.  Редкие и ценные книги, альбомы, атласы, единственные экземпляры справочных изданий выдаются только для пользования в
читальном зале.

3.8. Библиотека вправе определять перечень документов, которые будут представлены в открытом доступе читального зала для выдачи на дом на бесплатной основе согласно «Положению об организации выдачи литературы из открытого фонда читальных залов библиотек учреждения культуры «Централизованная система государственных публичных библиотек г.Могилева».

3.9. Выдача документов и предоставление платных услуг прекращается за 5 минут до закрытия Библиотеки.

3.10.  При отсутствии необходимого документа в фондах Библиотеки пользователь имеет право оформить заказ на его получение из других библиотек учреждения согласно «Положению о внутрисистемном книгообмене».

4. Права пользователей

4.1. Право пользования Библиотекой имеет любое физическое лицо независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических и религиозных убеждений и профессиональной принадлежности, а также любое юридическое лицо независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности.

4.2. Выдача документов на абонементе осуществляется пользователям Библиотеки, имеющим регистрацию в г. Могилеве. Лица, не имеющие регистрации, могут пользоваться только читальными залами.

4.3. Пользователи Библиотеки имеют право на свободное и бесплатное получение основных услуг, кроме платных (дополнительных) услуг.

4.4. Пользователи с ослабленным зрением и лица, утратившие зрение, имеют право на библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специализированном отделе или Библиотеках учреждения (по запросу).

4.5. Лица, которые не могут посещать Библиотеку по причине пожилого возраста, ограниченных физических возможностей, имеют право на нестационарные формы обслуживания.

4.6. Пользователи библиотеки имеют право:

  • посещать Библиотеку в соответствии с режимом ее работы;
  • бесплатно получать полную информацию и консультационную помощь о составе фондов и информационных ресурсах Библиотеки через систему каталогов, картотек, баз данных, web-сайт учреждения;
  • получать доступ к национальным базам данных и информационным ресурсам Интернета в соответствии с данными Правилами и другими регламентирующими документами;
  • продлевать срок пользования документом при условии его предъявления в сохранности и отсутствия запросов со стороны других пользователей на данный документ не более двух раз, в том числе по телефону – не более 1 раза;
  • бронировать литературу по телефону (на платной основе) на срок не более одних суток.
  • участвовать в социокультурных мероприятиях, проводимых Библиотекой для пользователей;
  • использовать в зонах обслуживания читателей технические устройства, за исключением перечисленных в подпунктах 7 настоящих Правил, на автономном питании без звуковых сигналов;
  • пользоваться мобильными телефонами вне зон обслуживания читателей;
  • обращаться к представителям администрации Библиотеки с предложениями, замечаниями, жалобами по всем вопросам, касающимся обслуживания, приобретения и организации информационных ресурсов и услуг;
  • пользоваться иными видами услуг, в том числе платными, в соответствии с «Положением о платных услугах библиотек г. Могилева» и Прейскурантом цен на платные услуги, оказываемые Библиотекой.

5. Обязанности пользователей

5.1. Пользователи обязаны исполнять Типовые правила пользования библиотеками в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 5 августа 2008 г. № 28, данные Правила.

5.2. Соблюдать режим работы Библиотеки.

5.3. Ежегодно проходить перерегистрацию читателей. Пользователи, не прошедшие перерегистрацию в текущем году, Библиотекой не обслуживаются.

5.4. Своевременно сообщать сотрудникам Библиотеки об изменениях паспортных данных, утере или краже читательского билета.

5.5. При посещении Библиотеки сдавать в гардероб (при его наличии) верхнюю одежду, головные уборы, сумки и другие вещи.

5.6. Бережно относиться к библиотечным фондам. При получении документов с какими-либо дефектами уведомлять об этом библиотекаря, который обязан сделать на таких документах соответствующие пометки.

5.7. Возвращать документы в установленный Библиотекой срок.

5.8. Бережно относиться к имуществу Библиотеки и оборудованию.

5.9. Вежливо относиться к сотрудникам и посетителям Библиотеки. Соблюдать общественный порядок и чистоту в помещениях Библиотеки. Иметь опрятный внешний вид.

5.10.  В чрезвычайных ситуациях (угроза террористического акта, пожар, авария и иных) выполнять требования работников Библиотеки, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

6. Пользователям Библиотеки запрещается

6.1. Посещать Библиотеку в состоянии алкогольного, токсического, наркотического опьянения. Приходить в Библиотеку в неопрятном внешнем виде.

6.2. Входить в здание Библиотеки с животными, за исключением пользователей — лиц с ослабленным зрением и лиц, утративших зрение – в сопровождении собаки-поводыря.

6.3. Входить в залы Библиотеки с сумками, пакетами и другой ручной кладью. Проносить в Библиотеку продукты питания, режущие, колющие предметы, принимать еду и напитки в залах библиотек.

6.4. Передавать читательский билет другим лицам и пользоваться чужими читательскими билетами.

6.5. Выносить документы из помещения Библиотеки без записи в формах учёта.

6.6. Вносить и использовать различные копировальные приборы: сканеры, аудио-фото – и видеоаппаратуру.

6.7. Использовать мобильный телефон в зонах обслуживания читателей, а также в целях видеосъёмки и фотографирования документов из фондов Библиотеки.

6.8. Осуществлять действия, причиняющие вред документу (вырывать или вырезать страницы, делать пометки, подчеркивать, калькировать рисунки и карты и т. д.).

6.9. Делать пометки на каталожных карточках и вынимать их из каталожных ящиков.

6.10. Брать без разрешения документы, полученные другими пользователями.

6.11. Выполнять системные операции в компьютерной сети Библиотеки, переустанавливать программные средства, отключать от сети техническое оснащение, уничтожать и редактировать файлы, созданные другими пользователями.

6.12. Пользуясь дополнительной услугой «Доступ в Интернет» не вести поиск информации, содержание которой направлено на:

  • осуществление экстремистской деятельности;
  • незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых, токсических веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • содействие незаконной миграции и торговле людьми;
  • распространение порнографических материалов.

6.13. Самовольно размещать в помещениях Библиотеки объявления, афиши и другие материалы, заниматься предпринимательской
деятельностью.

6.14.  Нарушать общественный порядок; курить в помещениях Библиотеки.

7. Ответственность пользователей

7.1. Пользователи, утратившие документы из фондов библиотеки или повредившие их, должны заменить их идентичными. При невозможности замены – возместить убытки в соответствии с законодательством Республики Беларусь и существующими на данный момент ценами. ***Идентичными считаются, как правило, издания, изданные в последние 1-3 года и по цене, которая соответствует цене утерянного или повреждённого издания.

7.2. За утерю или нанесение вреда документам из фондов Библиотеки несовершеннолетними пользователями ответственность несут их родители или опекуны, попечители, детские учреждения, под присмотром которых они находятся.

7.3. Пользователям, нарушившим сроки возврата документов из фондов Библиотеки, последующая выдача документов прекращается до полного взаиморасчёта по задолженности.

7.4. Пользователи, нарушившие Правила пользования библиотекой, ограничиваются в доступе к информационным ресурсам Библиотеки:
на 6 месяцев, 1 год.

7.4.1. Пользователей, создавших в залах Библиотеки ситуацию, препятствующую нормальной работе и чтению (шум, неэтичное поведение), сотрудники имеют право просить покинуть помещение Библиотеки или прибегнуть к помощи правоохранительных органов. В случае повторного нарушения порядка читатель лишается возможности пользования Библиотекой сроком на 6 месяцев.

7.4.2. За грубое, некорректное поведение, неуважительные высказывания в адрес сотрудников Библиотеки, пользователь может быть
лишен права пользования Библиотекой сроком на 1 год, а также Библиотека может передать документы в правоохранительные органы.

7.4.3. Пользователи Библиотеки, нанесшие вред имуществу Библиотеки (компьютеры, оргтехника, мебель, электрооборудование и другое имущество), возмещают нанесенный ущерб в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

8. Права и обязанности Библиотеки

8.1. Библиотека имеет право:

  • вносить дополнения и изменения в данные Правила;
  • вводить перечни и тарифы платных услуг;
  • определять условия использования библиотечных фондов и других информационных ресурсов, а также режим доступа к ним;
  • определять в соответствии с законодательством Республики Беларусь виды и размеры компенсации вреда, нанесенного пользователями;
  • определять срок ограничения (месяц, три месяца, полгода, год) доступа пользователей, нарушивших эти Правила, к информационным ресурсам Библиотеки.

8.2. Библиотека обязана:

  • формировать информационные ресурсы, обеспечивать их сохранность и рациональное использование в соответствии с законодательством Республики Беларусь в области библиотечного дела и Уставом Библиотеки;
  • создавать благоприятные условия для работы пользователей в Библиотеке;
  • обеспечивать высокую культуру обслуживания пользователей;
  • сохранять конфиденциальность сведений о пользователях;
  • информировать пользователей о дополнениях и изменениях, вносимых в эти Правила, изменениях в режиме работы Библиотеки, видах услуг, предоставляемых Библиотекой.
  • следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных читателям документов;
  • после истечения срока пользования документами известить пользователя о необходимости их возврата в библиотеку.

9. Ответственность должностных лиц библиотеки за организацию обслуживания пользователей

9.1. Должностные лица несут ответственность за качество обслуживания пользователей в соответствии со своими служебными обязанностями и положениями о соответствующих структурных подразделениях.